Иван Михайлович Снегирёв. Биография

***

Иван СнегиревИван Михайлович Снегирёв известен нам как первый исследователь русского лубочного искусства и составитель первого реестра церквей и монастырей Москвы с подробным их описанием.

А ещё он прославился своим вкладом в изучении устного народного творчества Древней Руси и, в частности, пословиц. О биографии и интересных фактов из жизни этого удивительного человека и пойдёт ниже речь.

 

Детство, юность и начало карьеры И.М. Снегирёва

Родился Иван Снегирёв 23 октября 1792 года в московской благородной семье. Учился в гимназии при Московском университете, затем в самом университет где спустя несколько лет стал кандидатом наук. Лучше всего Ивану Снегирёву давались словесные науки – за свои этико-политические сочинения, написанные в период учёбы, он, даже, получал медали.

Однако, первые азы того что стало делом всей своей жизни, Иван Снегирёв получил на курсах филологии, где он впервые занялся научными разработками. В своей автобиографии, этот известный русский исследователь, отмечает замечательных профессоров с мировыми именами — Тимковского, Маттеи и Буле, которые, своим влиянием и авторитетом, подтолкнули его к научной деятельности.

Но сначала была увлечённость латинским языком. Латынь настолько захватила Снегирёва, что он, уже после получения в 1815 году магистрской степени и во время преподавания в родном Московском университете словесной науки на кафедре Древнеримской истории, продолжал оттачивать разговорную и письменную латынь. Более того, латынью написаны некоторые его научные работы, касающиеся филологической сферы. Его авторству принадлежит Латинская грамматика.

На кафедре Московского университета И.Снегирёв трудился до 1836 года, одновременно с этим преподавая русскую словесность в одной из московских гимназий, а с 1828 года ещё и работая цензором.

 

Роль И.М. Снегирёва в изучении русских пословиц и поговорок

Несмотря на то, что классическая филология и отличное знание латыни давало И. Снегирёву огромный простор для научных исследований, а его труды были признаны и получили широкую известность, это не стало единственным делом, которым он занимался в своей жизни. С самой юности Ивана привлекала русская древность в целом и подмосковные старинные обычаи в частности. Очень интересовали его и русские губернии, и творчество русского народа. Именно поэтому, начиная с 1820 года он регулярно делал доклады на заседаниях общества любителей русской словесности. Причём, его доклады были подготовлены на основании собственных исследованиях устного творчества народа Древней Руси.

Кроме того, И. Снегирёв состоял ещё и в обществе древности и истории г.Москвы, в котором 7 лет подряд, начиная с 1827 года, был его секретарём.

Археологические исследования и научные этнографические разработки И. Снегирёва выполнялись по методике наставников филологической школы, где он получал образование. Дело в том, что в те годы этнографической науки ещё не существовало, также, как и её научных приёмов и методологических работ. Поэтому, выпущенный им в 30-х годах сборник «Русские в своих пословицах» получил ошеломляющий успех и широкую известность.

Как вспоминает сам И. Снегирёв, его интерес к русским пословицам начался с подачи профессора Брянцева, часто включавшего их в свою разговорную речь.

Вышеназванный сборник И. Снегирёва состоит из 4-х книг. Первая из них построена следующим образом:
— Общее объяснение пословицы;
— Её значение;
— Место и характер её происхождения;
— К какой народности принадлежит её авторство;
— Издание, в котором она приведена;
— Возможное иностранное появление и затейливый пересказ русской пословицы;
— Её словесная роль.

Во 2-й, 3-й и 4-й книгах этого замечательного сборника перечисляются сами пословицы, и к ним даются подробные комментарии автора. Все пословицы в сборнике расположены в разработанной им самим последовательности.

Эта работа И.Снегирёва получила высокую оценку самого императора Николая I, который дал учёному своё монаршье благословение на следующие научно-исследовательские труды.

После этого, Снегирёв расширил круг своих научных исследований, добавив к изучаемым объектам:
— лубочные картинки;
— народные обряды;
— праздники русского простонародья.

С 1835 года он полностью отдался изучение этнографии и археологическим исследованиям русской древности. Ещё в середине 20-х годов Киевский митрополит Евгений, порекомендовал исследователю изучить русские простонародные праздники и систематизировать их. Эта сложная и кропотливая работа закончилась вышедшем в 1839 году сборником «Русские простонародные праздники и суеверные обряды», а сам И.Снегирёв получил за него демидовскую премию.

Как отмечают критики, такого полного собрания русских праздников, до И. Снегирёва , достичь не удавалось никому. Царь Николай I за эту работу, удостоил исследователя царским подарком – бриллиантовым перстнем.

 

Другие работы И.Снегирёва

В 40-х годах 19 столетия Снегирёв увлёкся изучением памятников московской старины и русского изобразительного искусства. Он закончил свой очередной монументальный труд – «Лубочные картинки», изучать и исследовать которые начал ещё 20 лет назад.
После этого, он принимал участие в работах над периодическим изданием «Древности Государства Российского», выпускавшимся до 1853 года.

На этом этапе своей жизни И.М. Снегирёв пользовался большим авторитетом и был известным человеком в московских научных кругах. Он получил орден Станислава 1 степени, стал членом-корреспондентом Петербургского археологического общества и Академии наук, а также членом Одесского общества истории и древности.

 

Умер И.Снегирёв 9 декабря 1868 года в Санкт-Петербурге, куда он отправился хлопотать о пенсии. Был похоронен в Александро-Невской Лавре.

.

***

.



www.poslovitza.ru © 2012—2024