***
Понятие числа, рождённое из практических соображений и потребностей человека, со временем наделялось более глубоким философским смыслом. Подобные идеи формировали отношение к числам не просто как к инструменту для количественного сравнения, нумерации и счёта, а как к символам, благодаря которым можно не только получить защиту от врагов или привлечь удачу, но и попытаться найти ответы на многие вопросы мироздания.
Со временем в почти каждой национальной культуре появились свои фавориты из числового ряда. У юго-восточных славян, в основном после распространения христианства, самыми почитаемыми и особо символичными стали три, семь, девять.
Такое предпочтение не могло не найти отображения в славянском фольклоре. В частности, русские сказки, былины, заговоры пестрят сакральными числами —«три сына у царя», «тридевять земель», «за семью печатями»… Интересно, что из стройного ряда устного народного творчества выбиваются пословицы и поговорки. В своеобразной картотеке народной мудрости «единица» и «двойка» встречаются не реже «тройки» и намного чаще «семерки» и «девятки».
Символизируя начало, единство и неделимость, число «один» вместе с тем воспринимается чем-то сверхмалым, то, что противопоставляется множеству. В русских пословицах подобное восприятие «единицы» выражено в «Одна голова хорошо, а две лучше», «Один в поле не воин».
Но иногда встречаются иная характеристика числа «один». Пример, когда из самого слабого числа «единица» становится значительным и могущественным удачно воплощает народное выражение: «Один волк гоняет овец полк». Осмысление каждого из компонентов в контексте изречения помогает без труда постигнуть смысл народной мудрости.
В русском фольклоре образ волка неоднозначен. В народных сказках лесной зверь чаще всего выступает в роли эдакого неудачливого простофили, вечно обманутого хитрой лисой. В чудесных сказках Пушкина — это верный слуга и помощник человека. Поверья рождали образ враждебного существа-оборотня, знающегося с нечистым.
В реальной жизни волка, наносящего урон стаду, нередко представляющего опасность для самого человека, справедливо побаивались. Вместе с тем за ночным охотником небезосновательно закреплялись очень уважаемые в человеческом обществе качества — сила, бесстрашие, свободолюбие и умение выживать в одиночку. Выражение «вожак стаи» прочно ассоциируется с волками.
Разбирая состав назидательного выражения, нельзя обойти вниманием то, как количественное противопоставление усилено образным. Сложно подобрать более удачных антиподов, подобно волку и овце, популярный антагонистический образ активно используется в отечественном и зарубежном художественном творчестве.
Овцы в данном случае— это олицетворение далеко не традиционно-библейских кротости, робости, невинности и чистоты, а символ трусливости, безынициативности и покорности. Неважно сколько таких «овец» — сто, триста или целый полк— они всегда будут легко управляемы и ведомы одним «волком».
Отсюда становится понятен иносказательный смысл языкового афоризма. «Один волк гоняет овец полк» говорится в случаях, когда ярко выраженные лидерские и волевые качества одного человека позволяет ему управлять или манипулировать группой людей, у которых подобные качества менее развиты или отсутствуют совсем.
_______
См. также: Пословицы и поговорки о волке
_______
В социуме, при поиске каждого своего места, мало кто хочет оказаться в «овцах». При этом многие, стремясь стать «волками», забывают, что быть номером «один» — значит не только лидировать и главенствовать, это также быть ответственным.
*** Внимание! Авторский материал — копирование запрещено
На этой странице: смысл (значение, что означает) пословицы «Один волк гоняет овец полк».