***
Сказка «Иван—крестьянский сын» — не только урок героического патриотизма. Наполненность повествования символичными образами даёт возможность прикоснуться к истокам славянской мифологии.
Примечательно, что у сказки «Иван — крестьянский сын» в русском фольклоре существует «двойник» —«Бой на Калиновом мосту». Обе сказки почти идентичны по сюжету.
В некотором царстве, где жили мирные люди, разнеслась весть о том, что поганое чудовище желает напасть на государство. Двое старших сыновей из простой трудолюбивой семьи засобирались на бой с врагом, уговаривая младшего брата Ивана остаться при родителях. Иван воспротивился такому решению и поехал вместе с братьями защищать родную землю. Почему родители не стали удерживать младшего хорошо объясняет русская пословица —«Будь не только сыном своего отца, но и сыном своего народа». В трудную для отчизны минуту мы все дети одной матери — Родины.
Основное развитие событий в сказке происходит на реке Смородине, на Калиновом мосту, что не случайно. В славянской мифологии это место является рубежом между миром живых и мёртвых, и, соответственно, добром и злом. По огненному мосту души умерших переходят в мир иной. Отсюда и название моста — «калинов», то есть раскалённый до красна пламенем. Красивое ягодное название реки происходит от древнерусского слова «смород», означающего «сильный запах». В украинском языке современное слово «сморiд» употребляется в значении «зловоние, неприятный запах».
Чудо-юдо, вышедшее за пределы своего мира, посягнуло не только на земли государства и жизни людей, но и на вековечный баланс добра и зла.
Добравшись до реки Смородины, братья условились по очереди ходить в дозор. Первым пошёл старший, но, не заметив ничего подозрительного, спокойно заснул. С выехавшим шестиглавым чудом пришлось сражаться младшему крестьянскому сыну. Отрубив все шесть голов, Иван спрятал их под мост, но старшему брату, проспавшему всё сражение, ничего не сказал. Следующая очередь идти в дозор среднего брата. Но и его сморил сон. И вновь приходится младшему Ивану сражаться один на один с чудом-юдом, но уже девятиглавым. Хотя второй бой для Ивана был сложнее, по колени загнал его змей во сырую землю, он, изловчившись и бросив горсть песка в глаза врагу, одержал победу.
Наутро, Иван показал все отрубленные головы братьям и попросил их не подводить его больше. Пристыженные старшие братья дали слово, что на этот раз они не уснут и в нужную минуту будут рядом. Ночью, начав сражение уже с двеннадцатиголовым противником, крестьянский сын свистнул и бросил свою рукавицу в избушку, где спали братья. Не дождавшись подмоги, Иван бросает рукавицу с левой руки, которая пробивает крышу в избушке. Но братья спят!
Чудо-юдо в это время по пояс вбивает богатыря в землю, а свои отрубленные головы возвращает при помощи огненного пальца. Лишь после того, как воин бросает свою шапку, старшие братья просыпаются и выпускают бьющегося в цепях коня Ивана. Освобождённый конь без страха бросается на обидчика своего хозяина. Почувствовав помощь, младший брат повергает и этого врага.
Интересно, что каждый бой даётся Ивану всё тяжелее и тяжелее. В этом виновата не усталость богатыря и увеличение силы чудовищ, а осознание, что в опасный момент братья вновь подводят его. В очередной раз, поверив братьям, Иван разочаровывается в них. «Всякая помощь хороша вовремя» говорит на это осетинская пословица.
Бдительность воина не менее важное качество, чем физическая сила и выносливость. Вернувшись на поле сражения, под предлогом поиска утерянного кушака, Иван, прокравшись в палаты чудо-юд, узнаёт о замыслах матери и жён чудовищ. Каждая из них, обратившись в заманчивые для усталых путников видения — колодец с водой, яблоня с сочными плодами, мягкий ковёр — собирается спалить их огнём, отомстив тем самым за своих мужей. Мать-змеиха же, если воинам удастся избежать приготовленных ловушек, «оборотится свиньёй и всех проглотит».
Только благодаря предусмотрительности Ивана, старшие братья не поддаются чарам чудо-юдовых жён. «Бдительного воина не застанешь врасплох» — верно подмечено народом.
Окончание сказки счастливое. Расправившись с жёнами и матерью чудищ, Иван с братьями вернулся к родителям, жить и трудиться на родной земле. Все змеи в тех краях повывелись, «без страха стали люди жить» — добро вновь победило зло!
См. также: пословицы и поговорки про Ивана
.
*** Авторский материал — копирование статьи запрещено
.
На этой странице: пословицы и поговорки, подходящие к сказке «Иван — крестьянский сын»; краткое содержание сказки.